Главная
Отделка
Изготовление
Безопасность
Ювелирные камни
Металлы и сплавы
 
Ювелирное дело » Драгоценные камни Индии
Драгоценные камни Индии

Переступая порог этой бамбуковой хижины, на всякий случай зажмурил глаза. Готовился заранее к блеску бриллиантов, надеялся увидеть если не горы сокровищ, то, по крайней мере, что-то похожее на чудо из сказок «Тысячи и одной ночи». Но, оказавшись в полутьме крошечной комнатушки с кустарной мебелью и тусклой лампочкой под низким потолком, в первый момент подумал, что ошибся. Не походило это помещение на мастерскую ювелира, создающего прекрасные изделия из драгоценных камней и металлов.

Но ошибки не было. Я стоял перед точильным кругом, а склонившийся над ним человек на моих глазах превращал необработанный алмаз в сверкающий бриллиант. Закончив работу, мастер устало выпрямился и отошел к невысокому столу. На его темной поверхности крохотный бриллиант засиял переливчатой звездочкой, словно вобрав в себя весь свет убогой комнаты и улыбку мастера. Нитай Кармакар решил, что на сегодня достаточно. На столе сверкала его дневная продукция: более десятка бриллиантов, общий вес которых едва дотянул до одного карата. На следующий день эти драгоценности пополнят витрины демонстрационных залов ювелирного базара Калькутты, откуда, скорее всего, отправятся на Ближний Восток. А сегодня мастер из деревни Дафарпур еще может полюбоваться творением своих рук.

Таких огранщиков алмазов, как Нитай, много в этой деревне, к окраине которой подобрались улицы многомиллионного города. Более 100 лет занимается ювелирным промыслом ее мужское население, снискав славу одних из лучших в Индии огранщиков драгоценных камней. Однако известность непревзойденных мастеров-ювелиров никак не может помочь им выбраться из бедности. От хозяина, занимающегося поставкой необработанных алмазов, а затем сбывающего бриллианты ювелирным фирмам, они получают ровно 1 рупию за час работы. Даже если рабочий день мастера продолжается 14 часов, заработка едва хватает на жизнь.

Дафарпур часто называют в Западной Бенгалии «маленьким Суратом». Настоящий Сурат, ювелирная столица Индии, находится от него за тысячи километров, в штате Гуджарат. Как и в Дафарпуре, там много огранщиков высокой квалификации, но еще больше подростков, которым только предстоит превратиться в мастеров, пройдя школу тяжелого труда.

Она неизбежна, чтобы на примитивном устройстве, напоминающем гончарный круг, научиться превращать алмазы в изысканные бриллианты. И хотя заработки ремесленников Сурата несравнимо более высокие, чем у коллег в Западной Бенгалии, деньги не окупают изнурительного труда и уж никак не компенсируют частую у мастеров потерю здоровья, которое отбирают туберкулез и другие болезни.

Мастерская огранщика — самый низ огромной пирамиды ювелирного бизнеса в Индии. Достаточно честного слова мастера, и он получает из рук в руки от представителя торговый фирмы партию драгоценного «сырья». Превратившись в бриллианты, камни оказываются на аукционе, откуда через агентов все тех же фирм попадают в сейфы солидных корпораций, которые, располагая лицензиями от индийского правительства, ведут торги в Лондоне, Антверпене и других центрах мировой торговли необработанными алмазами и извлекают баснословную прибыль от продажи готовых камней. Не остается внакладе и государство. В 1987-1988 финансовом году от экспорта только обработанных алмазов Индия получила 23,5 миллиарда рупий в твердой валюте.

В последние три десятилетия на бриллиантовых рынках всерьез заговорили о феномене Индии. Не открыв новых алмазных россыпей на своей территории, добывая всего около 15 тысяч каратов алмазов в год, Индия вошла в число их крупнейших поставщиков. Закупая за границей необработанные алмазы — ежегодно примерно 40 миллионов каратов, — республика поставляет сегодня на мировой рынок 3 из каждых 4 появляющихся там обработанных алмазов. Импорт «сырых» алмазов дает возможность обеспечить работой более 300 тысяч индийских мастеров, специализирующихся на их огранке. Всего же около 500 тысяч человек заняты в ювелирной индустрии Индии, летопись которой такая же древняя, как и история страны.

Драгоценные камни в Индии всегда воспринимались как символы мироздания, аккумуляторы космической энергии. Прикасаясь к камням, гласят древние трактаты, человек ощущает свою неразрывную связь с окружающим его космосом, сознает себя частью Вселенной. 5 тысячелетий назад основаны традиции индийского ювелирного искусства, без которого немыслим рассказ о многообразии и уникальности культуры народов Индии.

Для древнего индийца не было сомнения в том, что в сверкании драгоценного камня отражается магический свет Вселенной, сосредоточена частица ее могучей и неизведанной энергии. Для защиты от враждебных сил необходимо иметь полный набор камней, символизирующих планеты Солнечной системы и само светило. Так появилась созданная индийскими ювелирами комбинация из 9 камней - «Наваратна». Каждый камень, вбирая в себя энергию определенной планеты, создает некое поле, оберегающее человека от несчастий. Дающий свет и жизнь рубин - олицетворение солнца - располагается в центре. Его окружают бриллиант, голубой сапфир, желтоватый камень «кошачий глаз», коралл, жемчуг, гиацинт, топаз, изумруд.

Драгоценные камни немало способствовали процветанию древних астрологов, да и не только древних. По сей день представители этой уважаемой в Индии профессии растолковывают многочисленным клиентам, что изумруд, например, дарит своему владельцу здоровье, защищает женщину при родах, избавляет от болезни глаз. Аметист лечит слепоту, топаз - средство от бесплодия, сулит в жизни счастье и долголетие. Бирюза приносит богатство. «Тот, кто увидит бирюзу рано утром, проведет счастливый день», — заверяют астрологи, напоминая, что бирюза рассыплется на части, если рука с нею коснется яда. Будьте осторожны с сапфиром — это опасный камень, предупреждают оракулы. Он может даровать большое благо, а может и принести несчастье.

Внимая советам астрологов, прислушиваются и к мнению тех, кто убежден в целительных свойствах драгоценных камней. В этом случае перед вами откроется множество тайн, к разгадке которых только приступает современная наука. Пушпа Лата — одна из многочисленных в Индии исследователей «джевел терапии» — возрождаемой древней методики лечения недугов с помощью «мистических» свойств камней. Индийские ученые, рассказывает она, открыли, что Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера и Сатурн оказывают сильное влияние на здоровье людей. Приближаясь к определенному району Земли в определенное время, 6 из них оказывают прямое воздействие на родившихся в это время детей. Их будущая жизнь пройдет под знаком той или иной планеты, получив от нее определенные качества, в том числе и болезни. Лечить их и позволяют соотносимые с каждой'из планет драгоценные камни.

- Ну, например, — Лата внимательно посмотрела мне в глаза и, словно прочитав в них что-то, продолжала: — Вы родились под знаком Солнца. Если это так, вам не избежать болезней сердца, недомогания в легких и ломоты в костях. Чтобы излечиться от этих недугов, советую носить золотое кольцо с рубином в три карата на пальце правой руки. Причем каждые 4 года камень необходимо менять — за этот срок рубин теряет лечебную силу.

И хотя я так и не последовал совету, не стоит спешить со скептической оценкой. Ведь предполагают же ученые, что содержащиеся в драгоценных камнях различные металлы могут оказывать целебное воздействие на кровь человека, а через нее — на весь организм.

Об этих свойствах драгоценных камней, несомненно, были наслышаны индийские махараджи, сокровищницы которых стали поистине легендарными. В большом почете драгоценности были у могольских императоров, армии которых вторглись в Индию в XVI веке. Рубины, изумруды и сапфиры пользовались при их дворах особым спросом. Описывая сокровища императора Джагангира, англичанин Томас Рой в 1616 году с восхищением рассказывал об огромных рубинах и сапфирах, «блеск которых делал лишним освещение по ночам покоев властелина».

Закат могольской империи привел к потере интереса к творчеству ювелиров. Приход англичан, убыстрявшийся темп жизни, перемены вкусов заказчиков диктовали свои условия мастерам. Все более дешевым становился их труд, все меньше ценилось настоящее искусство. К началу нынешнего века подлинные шедевры индийских ювелиров древности и периода могольского завоевания можно было отыскать только в сокровищницах феодалов как память об их былом могуществе и великолепии. О несметных богатствах индийских махараджей по свету ходит множество легенд. В самой же Индии к этим богатствам относятся по-разному.


 

Традиционная коммерческая раскрутка!
ipServis
Наряду с восхищением бытует и иной подход: в подвалах дворцов бывшей знати от посторонних глаз скрыты сокровища, которым давно пора стать собственностью народа. Не так давно разразился скандал с сокровищами махарани Джайпура Гайятри Деви. Обнаруженное в тайниках и наглухо опечатанных комнатах ее дворца иначе как громадным кладом не назовешь: сокровища оценены в 17 миллионов долларов. Их владелица, как оказалось, грубо нарушила законодательство республики. В 1971 году был принят закон, объявивший князей и княгинь рядовыми гражданами. В соответствии с законом они потеряли право на громадные пенсии от государства, лишились армии слуг, которых предоставляло им опять-таки государство. Но самым страшным ударом для «бывших» стала конфискация фамильных драгоценностей. Как и всем жителям страны, им разрешается владеть ювелирными украшениями общим весом не более 2 килограммов.

Сокровища махарани, как велики они ни были, все же не сравнить с обнаруженными в Сринагаре ценностями правившей в Кашмире династии Догра. Последний из ее представителей - махараджа Хари Сингх — покинул пределы Индии после обретения страной независимости и не успел, очевидно, забрать все драгоценности с собой. 6 стальных ящиков, наполненных драгоценными камнями, ювелирными украшениями, золотыми и серебряными изделиями, обнаружили случайно. Среди находок - изумруд в 250 каратов, около 100 крупных бриллиантов, уникальная коллекция жемчуга и рубинов. Английские эксперты оценили находку в 10 миллиардов рупий. Изучение и перепись ценностей еще не закончились. По мнению специалистов, на это уйдет, по меньшей мере, еще десятилетие.

Сокровища кашмирских князей, по всей видимости, станут собственностью государства. Сложнее обстоит дело с наследством воспетого Киплингом бывшего правителя княжества Хайдарабад Османа Али Хана, считавшегося богатейшим человеком мира. После его смерти в 1967 году бесценная коллекция бриллиантов и других драгоценных камней из 89 предметов хранится в банках Бомбея и Гонконга. Значительная часть сокровищ, в том числе бриллиант «Джакоб» весом свыше 184 каратов, диадема из 370 жемчужин, были признаны уникальными и не подлежащими вывозу из Индии.

Правительство предложило 160 наследникам низама выкупить у них всю коллекцию, однако тех не устроила цена, хотя она приближалась к стоимости современного авианосца. Дело о драгоценностях, начавшееся в 1970 году, тянется до сих пор. Родственники властителя Хайдарабада стремятся продать часть коллекции толстосумам из-за рубежа, где известие о возможном аукционе уже наделало немало шума. В Индию зачастили представители европейских и арабских миллионеров, международные авантюристы. В условиях ажиотажа вокруг сокровищ специальная правительственная комиссия передала вопрос о наследстве на рассмотрение Верховного суда. Каким оно будет — покажет время. Однако общественность Индии считает, что драгоценности должны остаться в республике и занять место в собрании Национального музея. Несколько лет сотрудники этого музея трудятся над созданием первой в стране «Галереи драгоценных камней». Такое название получила будущая экспозиция, которая, по мнению директора Национального музея Л.П.Сихаре, может сравниться по художественной ценности с родственными отделами Эрмитажа, Лувра, Британского музея и музея Метрополитен.

— Я догадываюсь о вашем желании уже сейчас увидеть наши экспонаты. Их скопилось довольно много. Но ничего не поделаешь, придется подождать до открытия галереи. Драгоценности для будущей экспозиции, как это у русских говорится, хранятся за семью замками, и мы их пока никому не показываем. Готовим сюрприз, - предугадав мой вопрос, объяснил Л.П.Сихаре. — Сейчас с помощью Верховного суда добиваемся передачи музею части сокровищ бывшего низама Хайдарабада. Их примерная стоимость, думаю, составит не меньше 250 миллионов рупий. Однако при составлении экспозиции нас прежде всего интересует не стоимостная ценность выставленных в ней предметов. Мы хотим возродить интерес к истории ювелирного дела в Индии, рассказать о том, почему и как драгоценные камни стали предметом поклонения у индийцев, вызвали интерес древнеиндийских философов и поэтов. В нашей галерее можно будет увидеть древнейшие из индийских ювелирных изделий, такие, например, как свадебный браслет, обнаруженный при раскопках Мохенджо-Даро, образцы искусства ювелиров Южной Индии, сохранившие в неприкосновенности черты дравидийской культуры, не подвергшейся влиянию арийской традиции.

При составлении нашей коллекции драгоценных камней, — продолжает ученый, — нам бы хотелось, чтобы рассказ о сокровищах стал как бы повествованием об их месте в истории человечества. Длительное время Индия была единственным поставщиком алмазов в мире, что позволило создать и поддерживать уникальные традиции обработки этого камня. Когда исчерпали себя алмазные месторождения Голконды, на мировой рынок в начале XIX века вышла Бразилия, где были открыты алмазные шахты, затем началось освоение кемберлитовых трубок в Южной Африке, были открыты якутские алмазы. Природа постепенно открывала человеку свои кладовые. История знает немало случаев, когда драгоценные камни служили инструментом борьбы за власть. Знаете, наверное, сколько трагедий произошло из-за одного из крупнейших в мире алмазов, «Кохинура», который стремились заполучить английские колонизаторы. Не только его величина, но и связанная с уникальным камнем легенда стали причиной войн и убийств. Ведь в то время считалось, что тот, кто обладает «Кохинуром», владеет всей Индией. Немало, кстати, мрачных страниц и в истории таких «выходцев из Индии», как всемирно известные алмазы «Большой могол», «Питт», находящийся в Оружейной палате Кремля «Орлов». К сожалению, в галерее нашего музея не будет алмаза «Ред радж», который в 1987 году был вывезен из Индии и продан известному американскому коллекционеру Г.Уинстону. Ценность этого камня не в величине — его вес немногим больше 2 каратов. «Ред радж» — один из пяти известных в мире алмазов красного цвета. Самый крупный из них — в Смитсоновском институте в Вашингтоне, третий, весом в один карат, куплен несколько лет назад султаном Брунея, а судьба еще двух неизвестна. Длившаяся многие века интенсивная разработка копей драгоценных камней в Индии привела к полной выработке многих некогда колоссальных месторождений. Заметно сократилась добыча алмазов, иссякают кладовые индийских сапфиров. Поэтому расширяется ввоз ювелирных камней из Бирмы, Шри-Ланки, Афганистана, других государств. Но не оскудела индийская земля. За последние десятилетия новые крупные месторождения обнаружены в Раджастхане, к которому перешла монополия на поставку камней на внутренний рынок. В 1943 году в этом штате открыты месторождения первоклассных изумрудов. Гранаты, которые добывают поблизости от городка Сарвар, имеют репутацию лучших в стране.

Большинство штатов Индии славятся собственными традициями ювелиров. В Джайпуре, например, специализируются на огранке алмазов. Нигде в мире, наверное, не взялись бы за обработку крошечных алмазных осколков, которые в руках индийских умельцев становятся дорогостоящими изделиями. Они пользуются огромным спросом у многочисленных ювелирных фирм, связанных торговыми операциями с партнерами в Западной Европе, США, на Ближнем Востоке. Бриллианты из Индии находят все более широкий рынок сбыта в Японии.

- Изделия джайпурских мастеров, — с гордостью объявляет совладелец крупнейшей делийской ювелирной фирмы «Мехрасон» Ашок Мехра и одну за другой раскрывает изящные коробки, где на бархате переливаются всеми возможными цветами колье, диадемы, другие украшения. — Обратите внимание: бриллианты в наших изделиях органично вписываются в цветовую гамму других драгоценных камней, с которыми мы традиционно работаем в стиле «кундан». Расцвет этого направления в индийском ювелирном искусстве наступил при моголах, когда принцессе Нурджахан полюбились изделия мастеров из городка Кундан, что в Раджастхане. Никто, кроме них, до сих пор не может с таким искусством создавать из золота и ювелирных камней изделия в виде павлинов, букетов цветов, сочетая традиции мастеров северной и южной Индии.

Рассматриваю красочный проспект, врученный мне совладельцем «Мехрасон». «Драгоценности нуждаются в постоянной чистке. Их следует каждые 6 месяцев показывать опытному ювелиру для возможной замены камней, — советует фирма. - Снимайте кольцо с бриллиантом во время нанесения косметики или занимаясь домашней работой». Важные советы, если учесть, что по традиции в Индии ювелирные украшения для женщины — единственная ее собственность, которой она может распоряжаться независимо от мужа. По драгоценностям здесь судят о благополучии семьи невесты и вообще о социальном статусе женщины. Взглянув на украшения, можно безошибочно угадать — замужем она или нет, невеста или вдова. Словом, по-прежнему справедлива для Индии древняя пословица: «Женщина без драгоценностей, что поле без воды».

Впрочем, памятка делийских ювелиров не нужна тем, кто носит искусственные камни. А их становится на индийском рынке с каждым годом все больше. Для населения района Тиручи в южноиндийском штате Тамилнад изготовление искусственных бриллиантов, рубинов и других «драгоценных» камней стало источником существования. Нигде больше в республике не владеют в таком совершенстве искусством древних алхимиков, открывших способ превращения графита в «ювелирные» камни. На изделия мастеров Тиручи увеличивается спрос в странах Юго-Восточной Азии и ближневосточных эмиратах.

Хоть и медленно, но растут заработки ремесленников. Более 70 тысяч огранщиков алмазов объединит впервые создаваемый в стране в районе Джайпура комплекс современных предприятий по огранке алмазов. Труд кустарей все активнее ставят на индустриальную основу. Но, видимо, еще долго в индийских селениях не смолкнет шум архаичных шлифовальных кругов, над которыми ежедневно склоняются тысячи мастеров, создающих изделия, украшающие нашу жизнь.

Леонид Котов


 

Ювелирное дело © 2008-2012  Карта сайта, e-mail